Музыкальных фестивалей под окрытым небом становится все больше: для одних это причина выбраться из города, для других — способ внести разнообразие в курортную жизнь или просто провести несколько дней на природе. 
Юрий Юров, директор региональных продаж компании «Русский холод», с удовольствием вспоминает только что прошедший музыкальный фестиваль «Автокуб» под открытым небом в окрестностях Тарусы. «Я узнал о нем на автомобильном форуме, который часто посещаю. Помимо музыки, там планировались гонки на джипах по бездорожью, футбол и волейбол. Мы сели с друзьями в мой микроавтобус, взяли палатку, раскладные столы и стулья — и поехали». Несмотря на то что временами шел дождь и часть соревнований была отменена, Юров остался доволен. Хорошая музыка, компания, поле, вода, солнце. «Мы с женой ночевали в машине, а друзья поставили палатку. Можно было снять номера в пансионате, но мне это не нужно. Летом я полевой человек».

Парковка не пустует

С начала 2000-х, когда московское Тушинское поле впервые приняло «Крылья», а фестиваль «Нашествие» перебрался из душного ДК им. Горбунова на ипподром подмосковного Раменского, количество концертов под открытым небом стало исчисляться сотнями, причем провинция начала все увереннее отбирать у столицы монополию на многотысячные мероприятия. «На первый фестиваль в 2008 году из других городов к нам приехало не более трехсот человек, — рассказывает Сергей Миров, генеральный продюсер прошедшего в конце июня в Казани однодневного фестиваля “Сотворение мира”, — а в этом году в гостевую зону набилось уже пять тысяч зрителей, в Казань за два дня не было ни одного билета на автобус, самолет и поезд. С такой динамикой в следующем году придется организовывать автобусы “туда и обратно” из Москвы и соседних волжских городов».

Аналогичные наблюдения и у Андрея Жвирблиса, члена оргкомитета фестиваля свободного творчества «Пустые холмы», проходящего в Калужской области. «Мы начинали с нескольких сотен студентов, — рассказывает он, — зато на последнем фестивале только парковка была на 5000 машин. И не сказать, чтобы она пустовала».

Концерт для отпускника

На летних опен-эйрах все чаще к музыкальной программе добавляются развлечения вроде спортивных состязаний или игр для детей. «У нас было много маленьких, — вспоминает один из организаторов “Автокуба” Наталья Красильникова. — Мы сделали для них надувной городок, придумали отдельную концертную программу, да и общую подобрали так, чтобы им было приятно. Во время выступления группы “Ландыши” несколько ребят лет пяти приплясывали возле сцены, а потом их пригласили на сцену, где они танцевали вместе с музыкантами». На фестивале можно послушать лекцию о живописи или йоге, расписать все тело хной или научиться ходить на ходулях. «Для меня опен-эйры — иногда просто часть путешествия, — говорит Серафим Пикалов, ведущий разработчик компании Innova Systems. — Самое приятное здесь — это атмосфера всеобщего участия: приезжают люди и устраивают мастер-классы, начиная от игры на барабанах и кончая лекциями по буддизму».

В середине августа в черноморском поселке Янтарь (Веселовка) на Таманском полуострове во второй раз пройдет фестиваль «Кубана», который привлекает в основном отпускников. «Мы не забываем, что это курортный фестиваль, люди хотят не только слушать музыку, но и отдыхать на море. Поэтому мы продаем билеты, которые в течение трех дней дают право свободного входа и выхода. Захотел — музыку послушал, захотел — пошел купаться, а потом вернулся к выступлению своего любимого исполнителя. Из немузыкальных развлечений у нас — программа европейского короткометражного кино под открытым небом», — говорит один из продюсеров «Кубаны» Андрей Клюкин.

Накормить и спать уложить

Как и Юрий Юров, многие посетители музыкальных фестивалей едут туда не за комфортом, однако организаторы опен-эйров стараются удовлетворить и потребности тех, кто не готов жить в палатке или добираться на электричке. «Мы, безусловно, туристическое мероприятие — основная часть публики совмещает приезд на фестиваль с отпуском, — отмечает Андрей Клюкин. — Возможностей разместиться много: хочешь — в гостинице в Анапе с трансфером до фестиваля и обратно, хочешь — на турбазах, а хочешь — ставь палатку в кемпингах».

Для тех, кто собирается на «Кубану» не более чем на уик-энд и не хочет добираться сам из других городов, предусмотрены автобусные туры. Например, за 6000 рублей любой москвич будет доставлен туда и обратно на автобусе и получит билет на все дни фестиваля. Именно так планирует свою поездку Игорь Маляров, менеджер одного из подразделений петербургской компании «Петерлинк»: «Отпрошусь на пятницу и понедельник, сяду на автобус — и поеду слушать моих любимых Шнура, Noize MC и Nouvelle Vague». «Тем, кто организует автотуры самостоятельно, мы резервируем места на парковке», — добавляет Клюкин.

Помогает своим иногородним зрителям и «Рок над Волгой», ежегодно проходящий в июне под Самарой, — по словам руководителя организующей его компании NCA Михаила Шурыгина, специально для зрителей из других городов открывают группы «Вконтакте», где устроители уточняют все детали автобусных туров. Фестиваль современной музыкальной культуры Global Gathering, который 17 июля пройдет под Петербургом в Туутари-парке, тоже помогает посетителям с транспортом, отвозя зрителей от метро днем и привозя их обратно с рассветом. «Этого вполне достаточно, — говорит Олег Бобыль, креативный сотрудник московского рекламного агентства, который ездит на Global Gathering каждый год. — Любой москвич найдет, где поселиться в Питере. Достаточно того, что можно организованно приехать и уехать. Это же российская версия британского фестиваля, а в Англии, по-моему, тоже никто не бегает за тобой с намерением накормить и спать уложить».

Между тем еда — важная часть организации опен-эйра. В основном вызывают из ближайших городов кейтеринг и предприятия быстрого питания. «На “Автокуб” к нам приезжали московские рестораны, фаст-фуд, но были и автолавки, где можно купить еду», — рассказывает Наталья Красильникова. На «Кубане» была организована зона питания (повара приезжали из Москвы), а кроме того, рядом с фестивальной площадкой заработало около 20 стихийно возникших ресторанов и кафе: «Видимо, в Краснодарском крае особенно силен дух предпринимательства», — смеется Андрей.

Проще сходить в пивную

Валерий Лощиц, генеральный директор Astravel, одного из главных операторов по внутреннему туризму, отмечает возросший интерес к летним музыкальным фестивалям, но считает, что работать с ними пока рано. «Наши услуги пригодятся тогда, когда востребовано будет цивилизованное гостиничное размещение, а сейчас организовывать такие поездки через оператора — все равно что идти в ресторан за пивом. Вас обслужат, но скажут, что проще было сходить в пивную». С ним согласен и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько: «Оператору такие пакеты не очень выгодны: маржа небольшая, а расходы на продвижение вполне реальные. Будущее у такого рода событийного туризма есть, но лишь в том случае, если люди будут ехать не только за общением, но и за комфортом. А сейчас мы, конечно, продаем турпакеты с посещением музыкальных фестивалей, но в основном иностранных, от Рио-де-Жанейро до Канар».

Между тем Ирина Сынкова, начальник отдела информационного обеспечения департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, настроена более оптимистично. Она считает, что опен-эйры — от казачьего фестиваля до «Кубаны» — уже привлекли немало туристов на Таманский полуостров. По ее словам, в прошлом году их было в полтора раза больше, чем в 2008-м.

Философия общего дела

«На такие фестивали люди ездят прежде всего за атмосферой, — говорит Серафим Пикалов из Innova Systems. — Не нужен никакой организованный туризм, наоборот, если он подключится, то это будет означать, что фест умер. Я уже читал объявления, что на “Пустые холмы” продаются турпакеты, организуют доставку, расселение, но это переводит все в какой-то коммерческий формат». Серафим признается, что в последнее время предпочитает совсем камерные опен-эйры, многие из которые организуют его друзья. «За последние два-три года их появилось очень много — электронных, джазовых, этнических. Если узнаю, что проходит что-то интересное и время есть, то собираюсь и еду».

Андрей Жвирблис из оргкомитета «Пустых холмов» не считает, что, превратившись в масштабное мероприятие, фестиваль утратил атмосферу и стал насквозь коммерческим. «Мы — мероприятие общего дела и не входим со своим зрителем в отношения продавца и потребителя, — подчеркивает он. — Мы приглашаем музыкантов, организуем еду и воду, места для машин и автобусов, но не берем денег ни за вход, ни за палатку. Зато приехав к нам, каждый может сделать что-то для других: поучаствовать в строительстве арт-объекта, поработать на сооружении сцены, предложить свою идею. Например, в этом году одну из наших сцен — “Подводный мир” — построил с помощью волонтеров доброволец, программист “Росатома”. А лень работать — можешь просто пожертвовать денег, но и это вовсе не обязательно!»

http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2010/07/09/15989